В ночь с 25 на 26 февраля 1992 г. армянские вооруженные формирования осуществили расправу над мирным населением азербайджанского города Ходжалы. Это преступление было кульминационным в проводимой в АрмССР и Нагорно-Карабахской АО Аз.ССР политики этнической чистки азербайджанцев. В ту страшную ночь было расстреляно более 600 мирных жителей города – детей, стариков, женщин…
Благодаря азербайджанским и иностранным журналистам, правозащитным организациям – международной Human rights watch и российской «Мемориал» - преступление скрыть не удалось, и о нем узнал мир. Это был мощнейший удар по тому национальному образу, который мировая армянская пропаганда долгие годы успешно формировала в зарубежном общественном мнении – «маленький многострадальный христианский народ, подвергшийся агрессии и насилию со стороны диких орд. Облаченный в незапятнанные белые одежды, он, культурный и древний, вынужден нести на себе крест страданий». Цивилизованный мир, проникшийся этим мнением, считали армянский пропагандисты, должен непременно стоять на стороне Армении и защищать ее при любых обстоятельствах.
И вдруг такое страшное преступление, ставшее общеизвестным и рушившее всю эту идиллическую, но искусственную конструкцию.
Свидетельства преступления были настолько очевидными, что армянская пропаганда была вынуждена прибегнуть к циничному геббельсовскому методу: чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят. Официальная позиция Армении, сформировавшаяся ко второй половине 1990-х гг., заключалась в том, что резню в Ходжалы устроили ... сами азербайджанцы. Азербайджанцы сами расстреляли азербайджанских женщин, детей и стариков, сами надругались над телами.
Эта ложь была абсурдна хотя бы потому, что противоречила независимым расследованиям преступления и тем признаниям, которые сами же армянские руководители сделали еще до того, когда решили беззастенчиво врать.
В докладе, подготовленном на основании независимого расследования, проведенного в самом начале марта 1992 г. в Ходжалы наиболее авторитетной в мире правозащитной организацией Human rights watch констатировалось, что ответственность за страшную расправу над мирным населением лежит на армянских вооруженных формированиях и служащих российского 366 мотострелкового полка. Документы, подготовленные Human rights watch, используются международными организациями и государственными органами западных стран.
В докладе российской правозащитной организации «Мемориал», которая одновременно с Human rights watch провела собственное независимое расследование, приводится позиция руководителей карабахских армян: «Верховный Совет НКР» выступил с заявлением, где высказал сожаление о случаях жестокости при взятии Ходжалы... В беседах с наблюдателями «Мемориала» официальные должностные лица не отрицали, что при взятии Ходжалы могли иметь место зверства, так как среди членов армянских вооруженных отрядов есть озлобленные люди, чьи родственники были убиты азербайджанцами, а также лица с уголовным прошлым».
В докладе «Мемориала», в частности, сообщается: «Беженцы, идущие по «свободному коридору», на территории, примыкающей к Агдамскому району Азербайджана, были обстреляны, в результате чего много людей погибло. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись. Бегущие натыкались на армянские заставы и подвергались обстрелам».
Выводы доклада «Мемориала»: «При осуществлении военной операции по захвату г. Ходжалы имели место массовые насилия над мирным населением этого города. Массовое убийство мирных жителей, находящихся в зоне «свободного коридора» и прилегающей территории, не может быть оправдано никакими обстоятельствами».
В интервью корреспонденту ВВС Тому де Ваалу руководивший тогда армянскими отрядами экс-президент Армении С.Саркисян сказал: "До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот [стереотип]. Вот что произошло". Саркисян не просто констатировал факт массового уничтожения азербайджанского гражданского населения, но и признал, что средневековое варварство носило осознанный характер. Саркисян непреднамеренно сделал это признание еще до того, как сформировалась официальная армянская позиция по ходжалинской трагедии.
Монте Мелконян, гражданин США, один из известных армянских полевых командиров, был уничтожен в Карабахе. Его брат и жена выпустили в США книгу воспоминаний, основанную, в частности, на свидетельствах самого Мелконян: «Около 11 часов ночи около двух тысяч вооруженных армян по густой прошлогодней траве вплотную подобрались с трёх сторон к Ходжалы и стали гнать жителей в оставленном свободным направлении на восток... Там, среди холмиков и уже в пределах видимой безопасности, солдаты Нагорного Карабаха их и настигли. “Они только стреляли, стреляли и стреляли”, - рассказала беженка Раиша Асланова представителям Human Rights Watch, проводившим расследование. Затем боевики Арабо вытащили ножи и начали наносить ими удары…
Монте прибыл в Мартуни всего 22 дня назад, но уже ходил по двум полям смерти, политым кровью пленных и безоружных мирных крестьян… Монте шел, с хрустом ступая по валежнику, на котором женщины и девочки были разбросаны как куклы». Второе «поле», упомянутое Мелконяном, где были расстреляны гражданское население и пленные, это азербайджанское село Карадаглы: «Боевики Арабо и Арамо столкнули в канаву на окраине деревни 38 пленных, среди которых были и мирные жители, включая женщин. Один из пленных вытащил гранату, спрятанную в забинтованной руке, и бросил ее под ноги своему охраннику Левону из «Патриотического отряда». При взрыве тому оторвало часть ноги. Солдаты Арамо и Арабо, страстно желавшие отомстить за смерть своего товарища, погибшего еще вчера, начали стрелять в пленных и добивать их ножами, всех без исключения. "Шрам" Эдо, один из пятерых ребят «Патриотического отряда» из Аштарака, облил нескольких раненых солдат бензином и бросил подожжённую спичку. К моменту, когда Монте подошел к канаве, там была только груда останков», - написано в воспоминаниях. Книга вышла в США в 2005 г., и явно противоречила уже сложившейся официальной армянской позиции по преступлениям, совершенным армянами в ходе Первой карабахской войны.
Таким образом, есть не только свидетельства очевидцев, журналистов и сотрудников правозащитных организаций, но и признания в совершении преступления со стороны самих же преступников - руководителей армянскими вооруженными формированиями.
С приходом к власти «карабахского клана», лидеры которого были организаторами и исполнителями массового уничтожения людей, армянская пропаганда делает кульбит, и от условного признания вины переходит к ее полному отрицанию и возложению вины на пострадавшую сторону – на самих же азербайджанцев якобы расстрелявших ходжалинцев, чтобы дискредитировать «светлый образ армянского народа и его освободительного движения».
Такое ощущение, что инициаторы этой пропагандистской кампании находились и продолжают находиться в неадекватном состоянии, если предполагали, что на международной арене можно вот так цинично и беспардонно противоречить официальным документам и фальсифицировать очевидные факты и свидетельства. Они встали на позиции, которые невозможно хоть чем-нибудь обосновать, кроме вранья и пустословия…
В такое положение поставил себе министр иностранных дел Армении А.Арзуманян, когда в феврале 1997 г., направил письмо исполнительному директору Human rights watch Холли Картнер. Он приурочил его к пятой годовщине расправы. В письме Арзуманян пытался бездоказательно опровергнуть результаты доклада правозащитной организации и возложить на азербайджанцев ответственность за расстрел ходжалинцев.
«Ответ на письмо армянского правительства» (именно так было озаглавлено ответное письмо) последовал быстро, был немногословен и откровенен. Исполнительный директор Холли Картнер совсем недипломатично предложила Арузманяну «больше не повторять попытки исказить содержание нашего отчета 1992 года».
Она вновь подтвердила результаты независимого расследования (март 1992 г.) и снова возложила всю вину за массовое убийство гражданского населения на армянские вооруженные отряды:
«МЫ ВОЗЛАГАЕМ ПРЯМУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВА МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ НА КАРАБАХСКИЕ ВОЕННЫЕ СИЛЫ (We place direct responsibility for the civilian deaths with Karabakh Armenian forces)....
Ни наш обзор и версия происшедших событий, ни отчет «Мемориала», ни опрос азербайджанских беженцев из Ходжалы и других сел Нагорного Карабаха, приведенные в отчете, не могут поддержать мнение, что азербайджанские силы преднамеренно препятствовали эвакуации гражданских лиц или что они расстреливали своих сограждан. Мы глубоко расстроены и обеспокоены, что Министерство (МИД Армении - я) умышленно или неосознанно, связало наш отчет со взглядами, которые мы отвергаем и которые наш отчет не отражает».
(Yet we place direct responsibility for the civilian deaths with Karabakh Armenian forces. Indeed, neither our report nor that of Memorial includes any evidence to support the argument that Azerbaijani forces obstructed the flight of, or fired on Azeri civilians)
«Мы приглашаем использовать наш отчет правительственные и межправительственные организации и искренне надеемся, что больше не повторятся попытки исказить содержанием нашего отчета 1992 г.»
Об всем этом, конечно же, не знают в Армении. И даже не хотят знать. Одинаково -мыслие требует всецело верить даже в то абсурдное, которое пропаганда навязывает обществу.
Организаторы расправы Р.Кочарян и С.Саркисян были президентами, а С.Оганян – министром обороны Армении. А ее рядовые участники-убийцы - считаются героями-освободителями. Им воздвигнут памятник в Ханкенди.
Когда наконец-то будет вершится правосудие, все свидетельства преступлений будут предъявлены преступникам, сидящим на скамье международного суда.
Eldar Ginesli