Власти Азербайджана рассматривают возможность присоединения к ЕАЭС, но только после того, как Армения, входящая в состав Евразийского союза, выведет свои войска из Нагорного Карабаха. С таким заявлением выступил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
"Наличие оккупированных территорий со стороны Армении не позволяет нам сосуществовать в одном союзе с Арменией. Если Армения выведет свои войска, если откроются границы, если будет нормализация ситуации, если будет экономическая составляющая между Арменией и Азербайджаном, кто знает что произойдет завтра. Как говорится, never say never, то есть "никогда не говори никогда", - приводит его слова, сказанные в интервью телеканалу "Россия 24", "Интерфакс-Азербайджан".
Мамедъяров напомнил, что Баку ведет свою внешнюю политику, основываясь только на национальных интересах. Соответственно, принимаются шаги, которые содействуют укреплению независимости, суверенитета, а также экономическому, политическому и гуманитарному развитию страны.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов, "в данной ситуации Азербайджан оказался в сложной положении". "На протяжении многих лет так называемая Минская группа ОБСЕ безуспешно реализует свою посредническую миссию, которая пока никаких результатов не дала. Понятно, что нас приглашают в различные международные структуры, в том числе и в ОДКБ, и в НАТО, и в Евразийский союз и так далее. Азербайджан может пойти на определенные шаги и принять приглашение или попытаться войти в ЕАЭС. Но нам важны усилия ведущих государств по освобождению наших собственных территорий", - пояснил он.
"Сейчас в данном конкретном случае речь идет не о Нагорном Карабахе, а о 7 районах, оккупированных армянской стороной на протяжении многих лет. Это наши азербайджанские территории. То есть, для того, чтобы войти, сосуществовать в этом союзе и, более того, еще и сотрудничать, иметь торгово-экономические связи с Арменией, нам, во-первых, нужны определенные гарантии, во-вторых, нам важно слышать, допустим, от России как ведущего государства и важного стратегического партнера Азербайджана какие-то обещания по применению усилий по оказанию давления на Армению. Тем более, что существует правовая основа, есть резолюция Совета Безопасности ООН от 1993 года о необходимости вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий. Нам нужны подобные шаги на дипломатическом поприще. И в этом случае, конечно, мы можем рассмотреть этот вопрос", - добавил эксперт.
"Я не думаю, что мы являемся изолированным государством, из-за того, что не вступаем в контакты со своими соседями, с которыми могли бы вести активное сотрудничество. Армения в первую очередь сама должна задуматься над этим, потому что Азербайджан не испытывает потребности в активном сотрудничестве с Ереваном. Это Армения находится в такой ситуации, которая вынуждает ее идти на определенные компромиссы. А чтобы пойти на эти уступки, на нее надо оказать определенное давление. Напомню, что она фактически сейчас отрезана от мирового сообщества. С Азербайджаном конфликт, с Турцией границы закрыты. В этом аспекте нам нужны какие-то встречные шаги с тем, чтобы мы могли взвешивать реально сложившуюся ситуацию и принимать решения о вступлении в ту или иную международную структуру, в том числе и в ЕАЭС", - подчеркнул Садыхов.
"На данном этапе, я думаю, что самое главное препятствие – это реальная возможность торгово-экономического сотрудничества с Арменией в рамках этого союза. Мы на это сегодня пойти не можем. Все наши политические приоритеты нацелены на то, чтобы освободить свою собственную территорию, эти 7 районов, или хотя бы добиться того, чтобы этот процесс начался. Это главное. На таком фоне, на фоне оккупированных территорий и нерешенности проблемы и сохранение этого статус-кво, я думаю, что мы не идем на это, так как возникает реальная перспектива активного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Мы с Россией и другими республиками - с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией - активно сотрудничаем, У нас хорошие политические, торгово-экономические контакты, масса договоров и соглашений, подписанных на двусторонней основе. Но в данном контексте, на фоне оккупации наших земель мы не можем пойти на подобный шаг", - сказал политолог.
Он отметил, что представители Азербайджана не впервые выступают с подобными заявлениями. Нынешнее же высказывание главы МИД может быть связано с тем, что, "может быть, официальная Москва готова уже оказать какое-то давление на своего военно-политического союзника - Армению - и добиться определенных уступок по отношению к Азербайджану". "Может быть, это стало известно в процессе встреч, переговоров и взаимных контактов. Это можно воспринять как версию, потому что других здесь причин не может быть. И к тому же, из Баку всегда, как вы знаете, раздавались миротворческие призывы. Это нас всегда армянская сторона, находясь на оккупированных азербайджанских территориях, обвиняет в агрессивности. Вообще это нонсенс и парадокс - вооруженные силы, которые находятся в Агдаме, в азербайджанских селах, обвиняют нас в агрессивности. Понятно, что наверняка идут какие-то дипломатические переговоры, политические контакты, утряска каких-то проблем, вопросов. Я допускаю, что какие-то вопросы были обсуждены на площадке 70-й сессии Генеральной ассамблеи, и, может быть, это последнее заявление и прозвучало сейчас как раз", - предположил Фикрет Садыхов.
В свою очередь научный сотрудник Института экономики РАН, политолог Александр Караваев отметил, что вступление в ЕАЭС тесно связано для руководства Азербайджана с вопросом нагорно-карабахского урегулирования.
"Общественная дискуссия в Азербайджане вокруг возможных предпосылок, которые могли бы содействовать урегулированию нагорно-карабахского конфликта, осуществляется давно. Периодически всплывают разные темы, в том числе в контексте сближения с Россией в разных форматах. И вопрос вступления в Таможенный союз или в ЕАЭС в контексте урегулирования тоже имеет свою историю", - пояснил он.
"То есть, связь между вступлением Азербайджана в один из интеграционных блоков во главе с Россией и получением в результате этого какого-то положительного движения в урегулировании нагорно-карабахского конфликта давно является темой общественной дискуссии. Поэтому заявление Мамедъярова нельзя рассматривать как некое экстраординарное событие, которое говорит о возможной смене курса", - указал Караваев.
Иных препятствий политического характера для вступления Азербайджана в ЕАЭС, по мнению эксперта, не существует.
"Конкретных политических ограничений нет, ведь интеграционный блок не накладывает ограничений на внешнюю политику того или иного участника этого блока. Например, Казахстан и Белоруссия ведут вполне самостоятельный внешнеполитический курс, со своим ритмом, со своей повесткой, и совсем не в политическом фарватере России. Это видно по всем важнейшим вопросам, которые касаются политики России на постсоветском пространстве", - рассказал политолог.
"Политических ограничителей в этом вопросе не существует в принципе. Это тема внутренних дискуссий, внутренней общественной жизни той или иной страны, которая делает выбор, куда двигаться – в Евросоюз или в ЕАЭС", - подытожил Александр Караваев.
ВК