Накануне в Вене прошло заседание постоянного совета ОБСЕ, темой которого стало представление новым действующим председателем Организации Дидье Буркхальтером приоритетов своей годовой работы. Буркхальтер подчеркнул коллективную ответственность европейского сообщества за урегулирование нагорно-карабахского конфликта.
"Мы знаем, что невозможно достичь прогресса за одну ночь и что урегулирование невозможно, если стороны не привержены этому. Мы верим, что затягивание урегулирования не может рассматриваться в качестве альтернативы, поэтому будем шаг за шагом продвигаться вперед во всех этих процессах", - пообещал действующий председатель ОБСЕ, добавив, что в урегулировании нагорно-карабахского конфликта "наблюдаются воодушевляющие тенденции".
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков, эти тенденции, о которых говорил Дидье Буркхальтер, смогут получить свое развитие лишь в том случае, если стороны конфликта смогут "обеспечить согласованный подход в вопросе переходного статуса для Нагорного Карабаха вместо того, чтобы ломать копья в дискуссиях о конечном статусе и механизме его определения".
По мнению Мусабекова, сейчас важно сосредоточиться на конкретных вопросах, связанных с безопасностью, открытием коммуникаций и возвращением беженцев. "Я думаю, что и в обеспечении равной безопасности, демилитаризации, возобновления дипломатических отношений и торгово-экономических отношений прогресс может быть обеспечен. А уже в той части, которая касается, я еще раз повторю, статуса и прочих вещей - никто же не говорит, что переговоры кончаются. Они могут быть продолжены. И, более того, после деоккупации Нагорного Карабаха в процесс переговоров, конечно же, может быть вовлечена и карабахская армянская община", - допустил депутат.
При этом в сфере обеспечения безопасности в зоне конфликта заинтересованы обе стороны. "И здесь уже одно будет следовать из другого: обеспечение безопасности предполагает освобождение оккупированных территорий, возвращение беженцев предполагает открытие коммуникаций. Азербайджан заинтересован в том, чтобы беженцы могли вернуться в места проживания. Но если Армения заинтересована и в безопасности, и в открытии коммуникаций, эти шаги, в принципе, дают выгоду и ей. Поэтому есть определенный баланс интересов. Вопрос заключается в том, что вопрос статуса в том виде, в каком армяне его хотят, абсолютно неприемлем для Азербайджана, и наоборот", - заключил Расим Мусабеков.