Азербайджан, известный в международном сообщество как надежный партнер, при создании отношений с зарубежными странами развивает их не ради того, чтобы создать видимость сотрудничества, сказал Trend посол Азербайджана в Бельгии и Люксембурге, глава представительства Азербайджана при Европейском cоюзе Фуад Искендеров.
Отношения Азербайджана с европейскими институтами и европейскими странами опираются на стратегию, определенную Президентом Ильхамом Алиевым: отношения прежде всего должны быть равноправными и исходить из конкретных интересов сторон, сказал Фуад Искендеров.
По его словам, возрастающий с каждым днем политический и экономический вес Азербайджана в регионе поднял на качественно новый уровень интересы Европейского союза к Азербайджану, а с другой стороны, дал серьезный толчок поискам ЕС нового равноправного и взаимно ответственного сотрудничества, которое носит стратегический характер.
"Мы становимся свидетелями этого как при двусторонних встречах, широкоформатных переговорах, так и в ходе ежедневной работы, консультаций и обмена мнениями в кулуарах Евросоюза", - отметил дипломат.
Так, в заявлении еврокомиссара Штефана Фюле, сделанного им во время его выступления в Европарламенте по итогам 2012 года Политики еврососедства за 2012 год, содержится тезис о рассмотрении в Еврокомиссии возможностей развития дальнейших отношений с Азербайджаном на основе стратегического партнерства, что является доказательством заинтересованности ЕС в стратегическом партнерстве с нашей страной, сказал посол.
Формирование диалога сотрудничества именно на основе этой стратегической модели, отметил он, включает не только энергетическую, но и другие сферы. Безусловно, такой подход европейских партнеров может только поддерживаться азербайджанской стороной.
По словам дипломата, в этой плоскости между Азербайджаном и ЕС уже ведутся переговоры по конкретным направлениям и сферам, и эти переговоры являются компонентом успешной внешней политики страны.
Как отметил глава представительства Азербайджана при ЕС, в ближайшее время завершатся переговоры по таким документам, как "Соглашение между Азербайджаном и ЕС об упрощении визового режима", "Соглашение между Азербайджаном и ЕС о реадмиссии незаконно проживающих лиц" и "Совместная декларация между Азербайджаном и ЕС о партнерстве по мобилизации".
"Подписание этих документов не только поднимет успешное сотрудничество между Азербайджаном и ЕС на стратегический уровень, но и упростит выезд граждан Азербайджана в Европу.
Таким путем мы ускорим процесс взаимного прогресса и развития отношений", - сказал Фуад Искендеров.
Энергосотрудничество между Азербайджаном и ЕС
"Как известно, в 2006 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Азербайджаном и ЕС по стратегическому партнерству в энергетической сфере. В настоящее время проводятся серьезные работы по направлениям сотрудничества, которые отражены в этом документе. Сегодня, по прошествии семи лет, мы видим, что между нами созданы условия для более глубокого и стратегического партнерства", - сказал азербайджанский дипломат.
Азербайджан, отметил он, уже намерен не только транспортировать свой природный газ в Европу, но и продавать его напрямую на европейском рынке. Это означает прямой выход на рынок ЕС и возможность играть роль в его экономике, добавил он.
"Если мы хотим с 2019 года выйти на этот рынок с 10 миллиардами кубометров природным газом с "Шах Дениз-2", то в середине 2020 года мы можем увеличить эти цифры до 15 миллиардов кубометров, в середине 2030-го - до 35-40 миллиардов кубометров. Это примерно одна треть продаваемого Европе газа Норвегией и Россией в отдельности. Но продажа сырья не является основным вопросом. Долгосрочная цель заключается в том, чтобы продавать стратегический для ЕС продукт на его же рынке и расширить свои торговые отношения", - сказал Искендеров.
По словам дипломата, если сегодня в Румынии и Швейцарии существуют несколько АЗС Государственной нефтяной компании, то через несколько лет на пространстве ЕС их число достигнет нескольких десятков. "У Азербайджана будут серьезные инвестиции. Это приблизит не только нас к Европе, но и Европу- к Азербайджану, - сказал посол.
"Сейчас обсуждается вопрос транспортировка газа с "Шах Дениз" в Европу по одному из проектов TAP или Nabucco-West, но представьте себе, что Азербайджан продает на европейском рынке определенные объемы газа с месторождений "Абшерон", "Нахчыван", "Умид", "Бабек", "Шафаг-Асиман" и "Азери-Чыраг- Гюнешли". Для этого потребуются не только проекты TAP или Nabucco-West, а возможно, и более сложная транспортная система. С этой точки зрения Евросоюз осознает стратегическую значимость TANAP и видит Азербайджан как серьезного и надежного партнера", - сказал Фуад Искендеров.
Торговые отношения между Азербайджаном и ЕС
Говоря о торговых отношениях между Азербайджаном и ЕС, глава представительства страны в структуре отметил, что диалог в сфере торговли ведется по нескольким направлениям - по импорту и экспорту стратегического сырья.
По его словам, сегодня общий товарооборот Азербайджана со странами ЕС составляет более шести миллиардов евро. В этом товарообороте азербайджанский экспорт в страны ЕС составляет пять миллиардов евро, то есть сальдо торгового оборота в пользу Азербайджана. А в целом в географии торговли Азербайджана ЕС является самым большим экспортным рынком страны - 40-45 процентов азербайджанского экспорта поставляется на европейский рынок, сказал посол.
"Это не отвечает существующему потенциалу, и Азербайджан намерен увеличить этот оборот. У нас нет непосредственных границ с Европой, но мы должны активнее войти в этот рынок посредством Турции и расширить ассортимент экспортируемых товаров. Известно, что азербайджанская сторона серьезно рассматривает перспективы членства во Всемирной торговой организации и пользу и риски, которые оно может принести нашей стране", - сказал дипломат.
Фермеры, которые занимаются местным крупным и средним производством и предпринимательством, в частности сельским хозяйством, должны повысить свой потенциал, должен возрасти внутренний экономический потенциал в целом, и конкурентная политика должна дать свои плоды, считает дипломат.
"Только после этого Азербайджан может стать членом этой организации. Этого требуют наши национальные интересы. Но ЕС связывает непроведение с нами переговоров по глубокому и всестороннему торговому соглашению с членством Азербайджана в ВТО. С другой стороны, ЕС, ссылаясь на рост экономического потенциала Азербайджана, принял решение приостановить выгодный торговый режим, который ранее применялся к нам, а теперь применяется к слаборазвитым в экономическом плане странам. Подобные искусственные трудности не создают каких-либо принципиальных проблем для экономически укрепляющегося день ото дня Азербайджана. А для Европы, которая переживает период финансового кризиса, все большую роль начинает играть сотрудничество с расположенными вне пространства ЕС и экономически развивающимися странами. Перспективы торговых связей могут быть большими, если исходить не из экономической зависимости, а из экономических интересов и необходимости. Именно поэтому продолжаются обсуждения и переговоры с ЕС по названным вопросам. Верю, что со временем будет достигнута возможность экспортировать на европейский рынок более широкий ассортимент и больше наименований нашей продукции", - сказал Фуад Искендеров.
Позиция ЕС в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта
"Говоря о позиции ЕС по армяно-азербайджанскому конфликту, хотелось бы подчеркнуть, что отдельные институты ЕС демонстрируют различную позицию по данному вопросу. Так, Еврокомиссия, которая является исполнительной структурой ЕС, а также ее служба внешней политики, которая ответственна за вопросы внешней политики, как правило, говорят, что поддерживают посреднические усилия Минской группы ОБСЕ в урегулировании конфликта", - сказал азербайджанский дипломат.
Что касается законодательной структуры, коей является Европарламент, то здесь ситуация иная, отметил посол.
По его словам, в многочисленных резолюциях, принятых до сегодняшнего дня Европарламентом (к примеру, в связи с регионом Южного Кавказа, принятой в 2010 году, по переговорам об ассоциативном соглашении, проводимым с Азербайджаном и Арменией в 2012 году), отмечается оккупация азербайджанских территорий армянскими вооруженными силами и выдвигается требование незамедлительно вывести силы агрессора со всех оккупированных территорий, включая Нагорно-Карабахский регион.
"Действующий президент Европарламента Мартин Шульц в интервью, данном 14 января этого года местному информагентству, открыто озвучил свою позицию: "Наша позиция выражается в уважении суверенитета и территориальной целостности Азербайджана в рамках признанных международных границ. Поэтому Европарламент неоднократно в соответствии с резолюциями СБ ООН требовал вывода оккупационных сил с азербайджанских территорий". Считаю, что эта открытая позиция Европарламента может стать импульсом для того, чтобы исполнительне структуры ЕС заняли более активную позицию по нагорно-карабахскому конфликту", - заключил посол.
Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - 20 процентов территории Азербайджана - находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.
В мае 1994 года стороны достигли режима прекращенияогня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.
Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией.
Отношения Азербайджана с европейскими институтами и европейскими странами опираются на стратегию, определенную Президентом Ильхамом Алиевым: отношения прежде всего должны быть равноправными и исходить из конкретных интересов сторон, сказал Фуад Искендеров.
По его словам, возрастающий с каждым днем политический и экономический вес Азербайджана в регионе поднял на качественно новый уровень интересы Европейского союза к Азербайджану, а с другой стороны, дал серьезный толчок поискам ЕС нового равноправного и взаимно ответственного сотрудничества, которое носит стратегический характер.
"Мы становимся свидетелями этого как при двусторонних встречах, широкоформатных переговорах, так и в ходе ежедневной работы, консультаций и обмена мнениями в кулуарах Евросоюза", - отметил дипломат.
Так, в заявлении еврокомиссара Штефана Фюле, сделанного им во время его выступления в Европарламенте по итогам 2012 года Политики еврососедства за 2012 год, содержится тезис о рассмотрении в Еврокомиссии возможностей развития дальнейших отношений с Азербайджаном на основе стратегического партнерства, что является доказательством заинтересованности ЕС в стратегическом партнерстве с нашей страной, сказал посол.
Формирование диалога сотрудничества именно на основе этой стратегической модели, отметил он, включает не только энергетическую, но и другие сферы. Безусловно, такой подход европейских партнеров может только поддерживаться азербайджанской стороной.
По словам дипломата, в этой плоскости между Азербайджаном и ЕС уже ведутся переговоры по конкретным направлениям и сферам, и эти переговоры являются компонентом успешной внешней политики страны.
Как отметил глава представительства Азербайджана при ЕС, в ближайшее время завершатся переговоры по таким документам, как "Соглашение между Азербайджаном и ЕС об упрощении визового режима", "Соглашение между Азербайджаном и ЕС о реадмиссии незаконно проживающих лиц" и "Совместная декларация между Азербайджаном и ЕС о партнерстве по мобилизации".
"Подписание этих документов не только поднимет успешное сотрудничество между Азербайджаном и ЕС на стратегический уровень, но и упростит выезд граждан Азербайджана в Европу.
Таким путем мы ускорим процесс взаимного прогресса и развития отношений", - сказал Фуад Искендеров.
Энергосотрудничество между Азербайджаном и ЕС
"Как известно, в 2006 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Азербайджаном и ЕС по стратегическому партнерству в энергетической сфере. В настоящее время проводятся серьезные работы по направлениям сотрудничества, которые отражены в этом документе. Сегодня, по прошествии семи лет, мы видим, что между нами созданы условия для более глубокого и стратегического партнерства", - сказал азербайджанский дипломат.
Азербайджан, отметил он, уже намерен не только транспортировать свой природный газ в Европу, но и продавать его напрямую на европейском рынке. Это означает прямой выход на рынок ЕС и возможность играть роль в его экономике, добавил он.
"Если мы хотим с 2019 года выйти на этот рынок с 10 миллиардами кубометров природным газом с "Шах Дениз-2", то в середине 2020 года мы можем увеличить эти цифры до 15 миллиардов кубометров, в середине 2030-го - до 35-40 миллиардов кубометров. Это примерно одна треть продаваемого Европе газа Норвегией и Россией в отдельности. Но продажа сырья не является основным вопросом. Долгосрочная цель заключается в том, чтобы продавать стратегический для ЕС продукт на его же рынке и расширить свои торговые отношения", - сказал Искендеров.
По словам дипломата, если сегодня в Румынии и Швейцарии существуют несколько АЗС Государственной нефтяной компании, то через несколько лет на пространстве ЕС их число достигнет нескольких десятков. "У Азербайджана будут серьезные инвестиции. Это приблизит не только нас к Европе, но и Европу- к Азербайджану, - сказал посол.
"Сейчас обсуждается вопрос транспортировка газа с "Шах Дениз" в Европу по одному из проектов TAP или Nabucco-West, но представьте себе, что Азербайджан продает на европейском рынке определенные объемы газа с месторождений "Абшерон", "Нахчыван", "Умид", "Бабек", "Шафаг-Асиман" и "Азери-Чыраг- Гюнешли". Для этого потребуются не только проекты TAP или Nabucco-West, а возможно, и более сложная транспортная система. С этой точки зрения Евросоюз осознает стратегическую значимость TANAP и видит Азербайджан как серьезного и надежного партнера", - сказал Фуад Искендеров.
Торговые отношения между Азербайджаном и ЕС
Говоря о торговых отношениях между Азербайджаном и ЕС, глава представительства страны в структуре отметил, что диалог в сфере торговли ведется по нескольким направлениям - по импорту и экспорту стратегического сырья.
По его словам, сегодня общий товарооборот Азербайджана со странами ЕС составляет более шести миллиардов евро. В этом товарообороте азербайджанский экспорт в страны ЕС составляет пять миллиардов евро, то есть сальдо торгового оборота в пользу Азербайджана. А в целом в географии торговли Азербайджана ЕС является самым большим экспортным рынком страны - 40-45 процентов азербайджанского экспорта поставляется на европейский рынок, сказал посол.
"Это не отвечает существующему потенциалу, и Азербайджан намерен увеличить этот оборот. У нас нет непосредственных границ с Европой, но мы должны активнее войти в этот рынок посредством Турции и расширить ассортимент экспортируемых товаров. Известно, что азербайджанская сторона серьезно рассматривает перспективы членства во Всемирной торговой организации и пользу и риски, которые оно может принести нашей стране", - сказал дипломат.
Фермеры, которые занимаются местным крупным и средним производством и предпринимательством, в частности сельским хозяйством, должны повысить свой потенциал, должен возрасти внутренний экономический потенциал в целом, и конкурентная политика должна дать свои плоды, считает дипломат.
"Только после этого Азербайджан может стать членом этой организации. Этого требуют наши национальные интересы. Но ЕС связывает непроведение с нами переговоров по глубокому и всестороннему торговому соглашению с членством Азербайджана в ВТО. С другой стороны, ЕС, ссылаясь на рост экономического потенциала Азербайджана, принял решение приостановить выгодный торговый режим, который ранее применялся к нам, а теперь применяется к слаборазвитым в экономическом плане странам. Подобные искусственные трудности не создают каких-либо принципиальных проблем для экономически укрепляющегося день ото дня Азербайджана. А для Европы, которая переживает период финансового кризиса, все большую роль начинает играть сотрудничество с расположенными вне пространства ЕС и экономически развивающимися странами. Перспективы торговых связей могут быть большими, если исходить не из экономической зависимости, а из экономических интересов и необходимости. Именно поэтому продолжаются обсуждения и переговоры с ЕС по названным вопросам. Верю, что со временем будет достигнута возможность экспортировать на европейский рынок более широкий ассортимент и больше наименований нашей продукции", - сказал Фуад Искендеров.
Позиция ЕС в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта
"Говоря о позиции ЕС по армяно-азербайджанскому конфликту, хотелось бы подчеркнуть, что отдельные институты ЕС демонстрируют различную позицию по данному вопросу. Так, Еврокомиссия, которая является исполнительной структурой ЕС, а также ее служба внешней политики, которая ответственна за вопросы внешней политики, как правило, говорят, что поддерживают посреднические усилия Минской группы ОБСЕ в урегулировании конфликта", - сказал азербайджанский дипломат.
Что касается законодательной структуры, коей является Европарламент, то здесь ситуация иная, отметил посол.
По его словам, в многочисленных резолюциях, принятых до сегодняшнего дня Европарламентом (к примеру, в связи с регионом Южного Кавказа, принятой в 2010 году, по переговорам об ассоциативном соглашении, проводимым с Азербайджаном и Арменией в 2012 году), отмечается оккупация азербайджанских территорий армянскими вооруженными силами и выдвигается требование незамедлительно вывести силы агрессора со всех оккупированных территорий, включая Нагорно-Карабахский регион.
"Действующий президент Европарламента Мартин Шульц в интервью, данном 14 января этого года местному информагентству, открыто озвучил свою позицию: "Наша позиция выражается в уважении суверенитета и территориальной целостности Азербайджана в рамках признанных международных границ. Поэтому Европарламент неоднократно в соответствии с резолюциями СБ ООН требовал вывода оккупационных сил с азербайджанских территорий". Считаю, что эта открытая позиция Европарламента может стать импульсом для того, чтобы исполнительне структуры ЕС заняли более активную позицию по нагорно-карабахскому конфликту", - заключил посол.
Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - 20 процентов территории Азербайджана - находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.
В мае 1994 года стороны достигли режима прекращенияогня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.
Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией.