18 апреля в Центре азербайджанской культутры в Париже открылась выставка «Home, sweet home», организованная Пространством Современного Искусства «YARAT!», передает АзерТАдж. Ее участники - 16 современных азербайджанских художников: Фаик Ахмед, Махмуд Рустамов, Мусеиб, Вугар Мурадов, Фаик Акперов, Назим Рахманов, Расим Бабаев, Ариф Гусейнов, Орхан Гусейнов, Нияз Наджафов, Алтай Садыхзаде, Аида Махмудова, Вусал Рагим, Фахрия Мамедова, Сенан Алескеров и Ситара Ибрагимова. Недавно открывшийся Центр азербайджанской культуры расположен недалеко от Эйфелевой Башни по адресу: авеню Шарля Флоке, 1 (1, avenue Charles Floquet 75007 Paris).
Дом – как островок стабильности, место, где можно укрыться от неприятностей большого недружественного мира. Здесь мы черпаем силы для работы и творчества, сюда возвращаемся со своей усталостью или чтобы поделиться радостями и успехами. Дом, как микровселенная, заполненная вещами-планетами, каждая из которых бережно хранит нашу память о пережитых трудностях и радостных мгновениях.
Каждый сантиметр пространства здесь знаком и отмечен особыми чувствами. От эмоционального фона в доме зависит наша способность нести добро и гармонию другим, зависим мы сами и будущее каждого нового поколения. Лишь вырастая, мы осознаем, как сильно в нас звучит то, что было заложено еще в детстве, как удивительно порой «дом» нашей юности отзывается эхом в нашей взрослой жизни. Важность этого понятия неизменна, хотя многие определяющие его социальные факторы подверглись изменению в последние десятилетия.
В рамках новой экспозиции «Home, sweet home» 16 современных азербайджанских художников обратились к теме «Дом», отчасти, пытаясь нарисовать новый облик семейного очага, отчасти - ностальгируя по милому консерватизму. Образ этот неотделим от образа женщины – хранительницы очага. На Кавказе, где институт брака по-прежнему силен, образ домохозяйки долгое время оставался, скорее, воплощением приятной стабильности и порядка, нежели женской жертвенности. Однако в стремительно глобализирующемся мире гендерные стереотипы в семье и обществе меняются до неузнаваемости. Молодые женщины все реже и реже согласны с тем, что могут достичь полной самореализации только в качестве жены и матери. Семьи, где женщины являются гарантами материального благополучия, а мужья берут на себя обязанности по ведению хозяйства, уже не редкость. Подобные союзы существуют бок о бок с семьями с патриархальным укладом, где культивируется незыблемость традиций, а женское «эго» сознательно растворено в интересах окружающих. Для женщины в рамках подобной модели удовлетворение потребностей родных и близких, как и поддержание статуса идеальной хозяйки, остается высшей целью.
К чему приведет стремление женщины отстраниться от привычной роли? Может ли это привести к размытию основополагающих ценностей или станет всего лишь новым этапом эволюционного развития нашего общества?
Изменениям подвергся и вещественный мир. Предметы, передававшиеся раньше по наследству и обеспечивавшие связь времен и поколений, понемногу утрачивают значимость. Дедовское кресло и бабушкин старинный сервиз проигрывают в постоянной гонке за модными тенденциями в интерьере. Сентиментальный, наивно-романтический стиль понемногу отходит в прошлое вместе со старой мебелью, уступая место функциональному, эргономичному дизайну. Потеряет ли в итоге дом частичку своего тепла, или все происходящее - лишь необходимая цена, которую все мы платим за комфорт и удобство?
Выставка «Home, sweet home», которая не случайно расположилась в новом Центре азербайджанской культуры в Париже, предлагает больше вопросов, чем ответов.
Большинство представленных работ так или иначе связаны с понятиями дома, уюта, семейного очага и несут тепло и энергию родной для авторов культурной среды. Взор художника преображает привычные для бакинцев пейзажи и картинки городской жизни (работы Мусеиба) и привычные глазу интерьеры (работы Фарида Расулова).
Орхан Гусейнов и Махмуд Рустамов заставляет самые простые и будничные вещи – керамическую посуду и домашнюю мебель – играть новыми красками.
Живописные работы молодого художника Вюсала Рагима и маститого уже Нияза Наджафова приоткрывают крошечную дверку в мир домохозяйки – загадочный мир кастрюль, овощерезок, моющих средств и стиральных машинок. Ковры работы Фаика Ахмеда, невзирая на непривычное глазу графическое решение, излучают тепло и напоминают о возможности новых путей развития традиционных направлений искусства. Все без исключения работы говорят о том, что составляет быт и привычную зону комфорта автора, что понятно, близко и дорого его сердцу.