Последнее время многие исследователи и специалисты в области межнациональных отношений приходят к выводу, что провозглашенные в Западной Европе и США принципы мультикультурализма потерпели крах. С этим утверждением вынуждены согласиться и руководители ряда европейских государств, которым приходится решать острые проблемы, связанные с ростом миграционного потока в эти страны. О том, какой вариант мультикультурализма наиболее приемлем для такой страны, как Азербайджан, рассуждает в интервью агентству 1 news.az один из ведущих специалистов Австралии по этническим проблемам Фрэнк СОЛТЕР.
— Как изменилось ваше восприятие Азербайджана после визита в Баку в октябре прошлого года на Международный гуманитарный форум, где обсуждались проблемы мультикультурализма?
— До поездки в Баку в прошлом году я практически ничего не знал об Азербайджане. Я был очень впечатлен городом, в том числе тем, как современная архитектура в Азербайджане сочетается с традиционной. Богатая история и география Азербайджана, которые открылись мне после поездки в Габалу, на северо-запад страны, также вызвали много приятных эмоций.
— Азербайджан соседствует с Россией и Ираном, но во внешней политике придерживается прозападного курса. Вы рассматриваете Азербайджан как западную или все же восточную страну? Может ли Азербайджан добиться успеха на пути достижения западных ценностей?
— Я не согласен с таким упрощенным делением на Восток и Запад. Так как Азербайджан находится на Кавказе, то ощущает на себе как восточное, так и западное влияние. Азербайджан не принадлежит ни к восточной Европе, ни к западной Азии. Это страна с собственной историей развития, культурой и обычаями. Руководство страны видит преимущества в более тесных связях с Западом. Несомненно, тут есть что выиграть, но точно так же есть и что потерять, переняв неразумную политику Запада. Азербайджан в течение многих десятилетий страдал от навязанной идеологии революционного марксизма, эквивалентом которой сегодня стала западная идеология мультикультурализма. Эта идеология в корне отличается от той, о которой заявлял президент Ильxaм Aлиeв на форуме. Западный мультикультурализм представляет собой коалицию политической элиты и национального меньшинства, чьи действия направлены на подавление законных интересов этнического большинства. Такая идеология абсолютно антидемократична и разрушительна. Что касается ориентирования на Восток, то надеюсь, что Азербайджан использует это лишь в качестве руководства по защите своих национальных интересов. Отдалившись от России, Азербайджан также много потеряет. Важно сохранить баланс между укреплением экономических и культурных связей с Западом, сохраняя при этом дружественные отношения с Россией. Этот баланс важен, поскольку Россия и Азербайджан расположены в одном регионе и разделяют общие интересы относительно региональной стабильности и процветания.
— Некоторые считают удивительным тот факт, что иудеи и христиане живут мирно в такой преимущественно мусульманской стране, как Азербайджан. На ваш взгляд, что необходимо для установления такой же толерантности в тех регионах мира, где народы, исповедующие различные религии, не могут ужиться вместе?
— Религиозная и этническая толерантность — большое достижение. Светское государство и умеренные исламские законы — хорошая основа для будущего Азербайджана. Насильственное включение Азербайджана в состав Советского Союза повлекло насаждение атеистических взглядов и воспитания. Таким образом, корни религиозной толерантности в Азербайджане уходят намного глубже XX века. В современном мире важно найти способы сочетать толерантность с самоуважением и защитой идентичности большинства. Именно это должно распространяться и в других странах, а не западные идеи мультикультурализма, которые сосредоточены исключительно на интересах меньшинства.
— Армянское руководство заявляет, что армяне и азербайджанцы, исходя из своей природы, не могут сосуществовать вместе в одном регионе. Каков ваш рецепт преодоления взаимной ненависти между конфликтующими сторонами, которые разделяют 20 лет войны и замороженного конфликта?
— Когда межнациональные отношения ухудшаются, лучшим вариантом остается установление взаимно согласованных границ. Крепкие границы помогают стать хорошими соседями. Стремление народов иметь собственное государство вполне естественно, таким образом, политика отражает национальные интересы. Идеология западного мультикультурализма отрицает эту основную истину, но также следует игнорировать американскую и европейскую модели пособничества национализму.
Несправедливость в приграничных районах между Азербайджаном и Арменией восходит к советскому периоду. Армянский национализм примет умеренный характер только тогда, когда будет обеспечена безопасность государственных границ. И, напротив, агрессивный национализм становится оправданным в период, когда нарушены национальные границы государства, как это произошло в Азербайджане. В рамках процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта я считаю нужным провести международную конференцию, организованную западными странами и Россией. Целью нужно поставить согласование границ, которые уважали бы национальные стремления обеих стран при соблюдении компромисса с обеих сторон. Преодоление территориальных претензий считается одним из самых сложных элементов в примирении народов. Именно они привели ко Второй мировой войне и повторились совсем недавно, в связи с распадом Югославии, в 1990-х годах.
Азербайджан и Армения также оказались пострадавшими в связи с распадом империи, на этот раз советской. На карту поставлены национальная идентичность и единство. Долгосрочное соглашение должно включать в себя принципы миграции. Границы не определяют национальную идентичность, если не регулируют поток людей. Это еще одна причина, по которой современная западная теория открытых границ столь разрушительна. Оба государства должны взаимно согласовать преимущественное право на иммиграцию, предоставляемое этнической группе, составляющей большинство.
— Австралийский штат Новый Южный Уэльс принял недавно решение о признании права на самоопределение «народа Нагорного Карабаха». Депутаты призывают австралийское правительство официально признать сепаратистский режим Нагорного Карабаха и укреплять с ним отношения. Как бы вы объяснили это решение? Отражает ли оно позицию австралийских властей? И как это может сказаться на отношениях между Азербайджаном и Австралией?
— Эта резолюция является типичным примером западного мультикультурализма. Проект резолюции был представлен на обсуждение в верхнюю палату штата депутатом Мари Фикаррой, давней сторонницей армян. Фикарра — талантливый ученый и серьезный политик. Частью ее работы является поддержание добрых отношений с различными этническими группами в Сиднее. Однако некоторые этнические группы более влиятельны, чем другие. Армянский народ отличает долгая история диаспорской деятельности. Он создал культурные и патриотические объединения, представляющие его интересы в Австралии, Соединенных Штатах и других странах. Эта деятельность поддерживается за счет успеха в бизнесе и различных профессиях. Именно армянское этническое лобби способствовало продвижению резолюции о признании Нагорного Карабаха. Ни один политик не может игнорировать влиятельные группы, а число проживающих в Австралии этнических армян равно 50 тысячам. Более того, многие представители армянской диаспоры в Австралии занимают влиятельные позиции в средствах массовой информации, бизнесе и политике.
Численность же азербайджанской общины Австралии сравнительно невелика. В результате политики осведомлены лишь о точке зрения армян на события на Южном Кавказе, а азербайджанская позиция остается в стороне.
Таков результат западного мультикультурализма, который способствует утверждению интересов влиятельного меньшинства и снижает значимость национальных интересов. Те, кто проголосовал за резолюцию, слышали лишь обвинения в адрес Азербайджана в связи с т.н. «угнетением» армян в Нагорном Карабахе. Я уверен, что депутаты даже и не знали о наличии сотен тысяч азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, ставших жертвами армянской агрессии.
Что может сделать Азербайджан в такой ситуации? Стратегия принятия риторики западного мультикультурализма контрпродуктивна, так как именно эта идеология и политическая система помогают Армении заручиться поддержкой Запада. Наилучшим подходом было бы принятие идеологии восточного мультикультурализма как способа обращения к большинству на Западе, в то время как мобилизация азербайджанской диаспоры в Австралии и других странах помогла бы конкурировать с армянской тактикой давления.
Тем не менее самой мощной стратегией стала бы выработка справедливого решения, основанного на компромиссе, что отражало бы интересы обеих сторон и способствовало многонациональному политическому процессу их достижения.
Азербайджанские Известия